Резюме глазами рекрутера: как произвести впечатление за считаные секунды
Навыки
Одна и та же должность в разных компаниях может отличаться функционалом и требованиями. А любой рекрутер, отстаивая интересы своего работодателя, будет искать тех специалистов, которые соответствуют вакансии по всем пунктам: от уровня образования до навыков. Скажем, frontend-разработчик может не указать владение Figma как навык, посчитав его незначительным, а вакансия подразумевает, что он будет в том числе заниматься вёрсткой. Поэтому важно адаптировать своё резюме под конкретный запрос, чтобы оно сразу же не ушло «в корзину».
• Если на прежней работе вы совмещали несколько позиций, выберите для резюме только тот опыт, который важен для будущего работодателя.
• Не просто перечисляйте обязанности, а подсветите их конкретными результатами, используя глаголы совершенного вида. Вместо сухого «руководство деятельностью отдела банка» — «вывел офис банка в топ-5 по внедрённым инновациям».
• Если значительных достижений нет, усильте резюме качественными характеристиками в контексте вакансии: не «проведение переговоров с клиентами», а «обеспечил успех в переговорах с клиентами за счёт дипломатического подхода и высокой клиентоориентированности, что позволило заключить пять выгодных контрактов».
Татьяна Гривенная, директор PR-агентства:
— Главная проблема большинства резюме — отсутствие позиционирования. Читаешь и не понимаешь, в какой области человек профессионал. Соискатели бросаются в две крайности. Одна — в опыт работы вписано буквально всё: бухгалтер, который стал маркетологом, потом переквалифицировался в продюсера съёмок, а после нашёл себя в профессии стилиста. Другая — человек выбирает только одну профессию и продвигает себя слишком узко. Когда получаешь резюме рилсмейкера, в котором ни слова о компетенциях сценариста или копирайтера, которые ты ищешь, это усложняет поиск сотрудника. Поэтому рекомендую прописывать полный цикл работ, который вы можете сделать исходя из своей позиции. Скажем, если откликаетесь на вакансию SMM-менеджера, перечислите такие навыки, как составление контент-плана, подготовка текста, продвижение контента с помощью инфлюенсеров, съёмка контента и монтаж.
Ксения Калинина, директор по персоналу и организационному развитию туроператора FUN&SUN:
— Некоторые компании используют фильтры или автоматизированные средства для первоначального отбора резюме. Если оно не соответствует заданным критериям, то не будет просмотрено. Поэтому важно кастомизировать анкету под каждую конкретную вакансию. Внимательно ознакомьтесь с её описанием, дополнительно изучите сайт компании, продукты и проекты. На основании этой информации составьте резюме, в котором будут правильно расставлены акценты, а ваш опыт будет демонстрировать именно те навыки, которые нужны компании. Если вы качественно проделаете это упражнение, то оно поможет вам успешно пройти не только этап отбора резюме, но и собеседование на вакансию мечты.
Ключевые слова
К ним относятся профессиональный сленг, названия продуктов и компьютерных программ, специализированные навыки. Именно через них лежит путь к сердцу рекрутера. Это один из маркеров, которые позволяют мгновенно понять, что соискатель как минимум подходит под описание вакансии, и принять по нему решение. Условно говоря, всего два слова «успешные продажи» скажут, что вы, очевидно, имеете опыт в презентации продукта или сервиса, переговорах, закрытии сделок. «Ключи» должны соответствовать позиции из вакансии. Например, для юристов это может быть «корпоративное право», для финансистов — «статистический анализ», а для банкетного менеджера — «стандарты сервировки столов». Они помогают HR-специалисту найти ваше резюме через поиск.
• Найти ключевые слова можно на корпоративном сайте компании-работодателя или в самой вакансии (заголовок, требования к соискателям). Разумеется, они должны коррелировать с вашими опытом и квалификацией.
• Ключи лучше не сосредотачивать в одном месте, а органично распределять по всему профайлу: в рубриках «Навыки», «Опыт», «О себе», «Образование».
• Каждое ключевое слово должно нести смысловую нагрузку в контексте резюме — их переизбыток может быть воспринят рекрутером как спам.
Вера Маневич, директор по персоналу в «Одноклассниках»:
— Для каждой специальности и грейда существуют свои требования, как и критерии профессионализма и компетентности. Понятно, что у сотрудника уровня «сеньор» зона ответственности будет шире, чем у джуниор-специалиста. При этом есть базовые вещи, которые стоит учитывать вообще всем соискателям, независимо от профессии и уровня. Например, в резюме мы рекомендуем чётко заполнять информацию о том, что вы ищете. Интерфейс hh.ru как раз позволяет это сделать. Когда рекрутер открывает резюме, он хочет сразу понять, какую должность рассматривает кандидат и в каком городе, хочет он работать из офиса или удалённо, готов ли релоцироваться и так далее. Может случиться так, что человек проживает в Казани и при этом готов переехать в другой город, но явно это в резюме не указывает. Тогда рекрутер, например, из Москвы может пропустить этого кандидата и даже не позвонить ему, если вакансия подразумевает постоянное или эпизодическое присутствие в офисе.
Грамотность и оформление
Из-за пунктуационных и орфографических ошибок в тексте резюме или хаотично меняющихся шрифтов и межстрочных расстояний у рекрутера, весьма вероятно, появится желание отложить его в сторону. А если речь о поиске копирайтера или дизайнера, для которых грамотность и чувство вкуса имеют критическое значение, с таким соискателем точно попрощаются в ту же секунду.
• Перед отправкой резюме прогоните его через специальные онлайн-сервисы на предмет ошибок или доверьте это дело профессионалам.
• При составлении резюме с помощью конструктора на hh.ru нужное оформление настроится автоматически. Если создаёте его «от руки» — в формате текстового документа, то ставьте подзаголовки к отдельным блокам, выделяйте ключевые слова другим начертанием, при любом перечислении используйте абзацы и буллиты. Это раздробит сплошной текст и сделает его комфортным для восприятия.
• Не злоупотребляйте аббревиатурами, даже если речь идёт о профессиональной терминологии. Это спасёт от разночтений —в разных компаниях бизнес-процессы могут по-разному сокращаться.
Наталия Сычёва, директор по привлечению талантов VK:
— Разные шрифты, размеры букв, переносы, нумерация, стилистика и формат могут оставить ощущение, что человек собрал резюме из других, находящихся в открытом доступе, и даже не потрудился его оформить. Такой подход также приводит к слишком длинным резюме, которые невозможно дочитать, — в моей практике бывали и профайлы длиной 20+ листов, и даже текст, написанный в школьной тетради от руки. Другая крайность, например, указание нескольких должностей из разных профессиональных областей в одном резюме или ожидания по зарплате, не соответствующие рынку или уровню позиции. Это говорит о том, что человек не соотносит свой опыт с требованиями к вакансии, проявляет невнимательность и незаинтересованность. Поэтому не пренебрегайте предварительной подготовкой — изучите информацию о компании, её культуре, продуктах и финансовых результатах, чтобы понять, насколько это место подходит для вашего развития и что вы сможете дать работодателю. На интервью это покажет, что вы подготовленный и замотивированный кандидат. И всегда полезно понимать, что вообще происходит нового в вашей профессиональной сфере, следить за изменениями и трендами, и не только через русскоязычные медиа и экспертов, но и через международные — это покажет, что вы открыты новому и постоянно развиваетесь.
Сопроводительное письмо
Многие работодатели уже в вакансии уточняют, что не рассматривают резюме без сопроводительного письма. Но не стоит пренебрегать этой опцией даже при отсутствии таких требований. Для рекрутеров письмо — показатель заинтересованности кандидата, это заставляет открыть и прочитать именно его профайл и качественнее оценить его опыт. А чтобы повысить шансы на приглашение на собеседование, нужно продемонстрировать в письме свою ценность для компании.
• Средний объём сопроводительного письма — 3−4 абзаца, чтобы рекрутер смог потратить на него всё те же 8−10 секунд. Темы из стоп-листа: биографические данные, хобби (но если речь идёт, например, о вакансии из сферы туризма, нелишне упомянуть о любви к путешествиям), громкие заявления («я смогу добиться высот в вашей компании»), нерелевантный опыт или его отсутствие («у меня нет опыта в кибербезопасности, но я всё схватываю на лету»).
• Стиль — выдержанный деловой с простой структурой и терминологией, без громоздких сложноподчинённых конструкций. Он подходит большинству вакансий. Более эмоциональный формат можно использовать при отклике, например, на позиции, которые подразумевают креативный подход.
• Третий абзац называют ключом к сердцу рекрутера. Расскажите в нём, почему вы хотите работать в этой компании. Избегайте общих фраз типа «мои профессиональные навыки полностью соответствуют вашим квалификационным требованиям» — рекрутер может воспринять такое письмо как заготовку для массовой рассылки. «Танцуйте» от вакансии, ведь именно в ней работодатель рассказывает, какую «боль» он хотел бы снять. Вот и объясните, почему именно ваши опыт и знания могут оказаться полезными. Главное — говорить правду, и в письме, и в самом резюме. Ложь рано или поздно раскроется, а трудовые отношения лучше строить на честности.
Наталья Кулакова, Senior People & Culture Business Partner METRO:
— Нет смысла создавать о себе ложное впечатление. Даже если пройдёте отбор, после выхода на работу всё равно станет ясно, где реальный опыт и компетенции, а где — вымышленный. Если на позицию будет выбран кандидат с недостаточной квалификацией, потери понесёт и компания, которая не получит ожидаемой эффективности, и сам работник, поскольку пострадает его репутация. Просто будьте собой и выбирайте ту роль, которая позволит находиться на волне успеха.
Вера Маневич:
— Есть две модели взаимодействия рекрутера с резюме: когда он сам ищет кандидатов на разных ресурсах и когда работает с откликами. Эти паттерны различаются между собой. В первом случае рекрутеру важно найти кандидатов с определёнными знаниями, умениями и навыками — он может искать резюме прямо по ключевым словам. Когда рекрутер работает с входящими откликами, первое впечатление от резюме и сопроводительного письма особенно важно. Пусть профайл будет в один абзац — главное, чтобы в нём максимально чётко и лаконично было написано, какой профессиональный опыт есть у кандидата и что он сейчас ищет. Рекрутер, прочитав такое письмо, должен чётко понять, стоит ли звонить его автору и продолжать коммуникацию. Если отклики не приносят желаемого результата — скорректируйте резюме, измените формулировки в сопроводительном письме. Имеет смысл проконсультироваться со специалистами в той же должности или обратиться к эксперту, который поможет что-либо изменить.
Фотография
К резюме не обязательно прикладывать фото претендентам на линейные позиции. Но оно может сыграть на руку кандидатам, которые откликаются на административную должность или вакансию, предполагающую, например, работу в кадре, встречи с клиентами, проведение презентаций, выступление на корпоративных и внешних мероприятиях. Здесь речь не о конкурсе красоты, а о том, насколько соискатель умеет себя преподнести. Резюме со снимком в первые же секунды рефлекторно выхватывается из десятков, а то и сотен безликих анкет, вызывает у рекрутера эмоциональный отклик и может показаться ему более убедительным. В совокупности это повышает шансы на приглашение на собеседование.
• На фотографии должно быть только ваше лицо — да, некоторые соискатели крепят к резюме семейные портреты. Селфи, снимки с бокалом в руке, в очках на пол-лица или с эффектом сепии тоже оставьте для соцсетей, чтобы не испортить у рекрутера впечатление о вас как о кандидате.
• Съёмку можно как заказать у профессионального фотографа, так и попросить знакомых сделать несколько кадров на телефон. Поиграйте с крупными планами — чёткий анфас, слегка вполоборота, с полуулыбкой или без, — чтобы выбрать оптимальный вариант.
• Для позирования подойдёт дресс-код в стиле смарт-кэжуал, фон — нейтральный и однотонный, а помещение, где проводится съёмка, — с хорошим естественным или ярким искусственным освещением.
↩ К другим статьям