Генеральный директор HeadHunter Центральная Азия: «Еще за неделю до введения карантина мы были готовы к переводу всего штата сотрудников на удаленку»
Нина, сегодня все новостные ленты пестрят о пандемии, введенном карантине и переводе офисных сотрудников на удаленную работу. Расскажите, как вы справились с этой задачей?
Начну, наверное, с того, что сейчас максимально возможное количество компаний перешли на удаленный график работы, и каждый может поделиться своим опытом перехода. И делиться надо, потому что узнавать опыт других компаний всегда интересно и очень полезно.
Что касается нашей компании, когда 19 марта г.Алматы закрыли на карантин, то с того же дня 70% сотрудников перешли на удаленную работу. В первую очередь, это те сотрудники, которые живут в пригороде, а также те, у которых маленькие дети и кто имел успешный опыт удаленный работы. Еще за неделю до введения карантина мы, со своей стороны, предусмотрели возможность перевода всего штата на удаленную работу и поэтому морально и технически были к этому готовы.
А 30 марта, с введением усиленного режима карантина, уже весь коллектив перешёл на удаленную работу.
HeadHunter – компания про людей. Помимо сохранения численности штата и размеров заработных плат, главными вопросами на том момент перед нами встали - вопрос коммуникации, сплочённости и поддержки. Чтобы ни один сотрудник, перешедший на удалёнку, не ощущал себя отрешенным от коллектива и информационного поля, и это никоим образом не отразилось на его эмоциональном состоянии и работе.
Дайджест вызвал шквал эмоций со стороны сотрудников, потому что читать новости «про себя» и своих коллег это очень интересно. Дайджест мы рассылаем уже на протяжении месяца, меняются темы, на которые рассуждают коллеги, и это позволяет нам много нового и интересного, а порой и неожиданного, узнавать друг о друге.
Так же в течение дня в онлайн режиме руководитель каждого отдела связывается как со всем отделом, так и с каждым сотрудников по отдельности. Обязательное условие – видеозвонок. Здесь не обязательно должны быть разговоры о работе, тем самым мы хотели сохранить текущие традиции при переходе на удаленную работу и заменить то неформальное общение, которое происходило в стенах офиса.
Для коммуникации мы так же добавили утренние коллективные зарядки в онлайн режиме, зарядку для глаз.
В конце рабочей недели в онлайн режиме мы собираемся всем коллективом, где каждый руководитель по очереди рассказывает о новостях своего отдела, планах на неделю следующую. Тем самым, мы находимся в едином информационном поле, знаем в каком направлении двигаться, обсуждаем все возникшие идеи, предложения сотрудников.
Планируем всей командой в пятничный вечер играть в интеллектуальные игры онлайн.
Возвращаясь к вопросу численности штата, мы не сократили ни одного сотрудника. Те сотрудники, функционал которых не подразумевал удаленную работу, был переведен на другой вид работы.
К слову, уже на протяжении месяца данные внедрения помогают нам поддерживать сплоченность и коммуникацию в компании и ни один сотрудник не остается без внимания и поддержки.
Нина, данные вашего сервиса hh.kz напрямую отображают ситуацию на рынке труда. Поделитесь, какие изменения сейчас происходят и что нам стоит ожидать на рынке труда по завершению карантина?
Да, рынок труда – это прямое отражение экономической и социальной ситуаций в стране, а все изменения рынка труда показывают данные hh.kz. Если мы на протяжении многих лет наблюдали рост экономики страны, увеличение рабочих мест, а, соответственно, и вакансий, то ситуация с карантином несколько изменила привычную картину.
Нет, не все так плохо. Подбор сотрудников ведется, вакансии размещаются по всему Казахстану, в некоторых компаниях острая нехватка рабочего персонала, потому что их штатные сотрудники оказались вне карантинной зоны.
Что касается спроса со стороны работодателей, то мы видим, как растет число вакансий с удаленным графиком работы – это информационные технологии, продажи, консультирование.
Востребованы врачи и медперсонал, профессиональная область «Медицина, фармацевтика» даже вошла в топ востребованных профобластей со стороны работодателей, чего раньше мы не наблюдали.
К сожалению, в период карантина одной из первых пострадала сфера услуг – фитнес-залы, салоны красоты, развлекательные центры, общепит. Профессиональная область «Туризм, гостиницы, рестораны», до карантина уверенно занимавшая лидерские позиции по количеству вакансий, сейчас резко опустилась в списке востребованных профессиональных областей среди работодателей.
Делать выводы и говорить о невостребованности каких-либо профессий в посткризисный период рано. Мы всегда обращаем внимание на то, что в цифровом мире очень быстро меняются все сферы жизнедеятельности, что востребованы те специалисты, которые легко и быстро могут адаптироваться к любым изменениям, обучаться новым технологиям. Без работы не останутся те специалисты, которые имеют так называемые «гибкие навыки». Карантин тому подтверждение: сейчас компаниями разрабатываются новые онлайн-продукты, педагоги освоили программы дистанционного обучения, ресторанный бизнес перешел на бесконтактную доставку, фитнес-тренеры записывают видеотренировки и многое другое.
Ситуацию в экономике усугубляет нестабильный курс доллара, повышение цен на сырье, материалы, а значит и на стоимость предоставляемых товаров и услуг. Как себя ощущает HeadHunter в текущих условиях?
Мы пересматриваем свою ценовую политику, но делаем это в начале года и все наши клиенты обязательно об этом заранее информируются и имеют возможность запланировать бюджет на следующий год с учетом наших правок.
Именно то, что мы онлайн-платформа, позволяет нам достаточно адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию. Безболезненный перевод всего штата на удаленку является прямым тому доказательством.
Текущие события, которые переживает общество, экономика, рынки, в том числе рынок труда, мы воспринимаем, прежде всего, как проверку нашей бизнес-модели и гибкости HeadHunter как технологического лидера в онлайн-рекрутменте.
Сейчас мы поддерживаем казахстанские государственные медучреждения, испытывающие в период карантина острую потребность в персонале, и размещаем вакансии врачей и медработников бесплатно. Так же размещаем бесплатно вакансии компаний по рабочему персоналу – той категории населения, которая особо пострадала после введения карантина.
Чтобы помочь компаниям привлечь внимание лучших и подготовить кадровый запас к выходу из карантина, в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане мы ввели дополнительные акции: снижение цен на все услуги, удвоение сроков размещение рекламы.
Проводим по 2-3 вебинара в неделю с экспертами из разных областей, чтобы обменяться опытом: про перевод команд на «удаленку», про поиск сотрудников в новых реалиях, выхода HR из кризиса и многие другие вопросы.
Думаем, что все эти антикризисные меры будут служить отличным подспорьем при выходе компаний из карантина, потому что наш основной фокус был и остается – повышать и совершенствовать эффективность поиска для всех участников рынка труда.