Как поверить в себя и обойти конкурентов на рынке труда
⏱ 8 минут полезного чтения
Как выглядит настоящая уверенность в себе и как она влияет на карьеру
Чтобы рассуждать об уверенности в себе, хорошо бы для начала определиться с самим понятием. В широком смысле уверенность в себе — это способность доверять самому себе, ориентироваться на своё мнение и свои решения, осознавать внутреннюю опору. А если посмотреть на уверенность в себе в контексте карьерного развития, то это ещё и чёткое понимание собственных интересов, и умение проложить путь к своим целям.
Как понять, что вы уверенный в себе человек? Какие для этого есть критерии? Предлагаем базовый чек-лист, по которому можно проверить себя и понять уровень уверенности.
Вы определённо уверены в себе, если:
Имеете смелость быть отличным от других и проявляться так, как считаете нужным.
А ещё никогда не сравниваете себя с кем-то, неосознанно мешая таким образом себе двигаться вперёд и развиваться. Вместо этого вы сравниваете себя только с самим собой в прошлом и оцениваете прогресс, которого удалось достичь за прошедшее время.
Не боитесь, что если настоите на своём и выскажетесь как-то определённо, то потеряете расположение коллег, начальства или друзей. Способны говорить открыто и защищать свою позицию при необходимости.
Умеете признавать свои ошибки и понимаете, что не существует тех, кто их не совершает. Можете нести за них ответственность и исправлять. Но при этом не опускаете руки и не бросаете всё из-за одного неверного шага, а воспринимаете это как часть пути и формирования опыта.
Осознаёте, что не в силах и не вправе изменить их натуру, мысли и поступки. Понимаете, что не всегда будет по-вашему, и учитываете разность каждого человека.
А также можете выдерживать риски, не перекладывая ответственность на других или обстоятельства, если что-то не получится с первого раза или пойдёт не по плану.
Уверенность в себе — это локомотив, который помогает вам двигаться вперёд с нужной скоростью и добиваться результатов в карьере. Потому что каким бы талантливым и трудолюбивым вы ни были, если в вас нет достаточно уверенности заявить о себе и своих амбициях, многого не достичь. В то время как уверенные в себе люди даже со средними способностями на старте могут «выстрелить» куда быстрее и эффективнее одарённых.
Это личное качество даёт немало бонусов, которые можно использовать. Те, у кого оно есть:
- становятся хорошими топ-менеджерами: умеют грамотно и результативно управлять людьми;
- получают большие полномочия по работе и авторитет у коллег или подчинённых;
- не остаются подолгу в одной должности, а получают повышение;
- популярны и востребованы на рынке труда;
- знают, как зарабатывать больше;
- смело развивают свои таланты. Знают, что им нужно и в чём они безупречны, и реализуются в этом.
Как развить уверенность в себе и мыслить как успешный человек
С уверенностью в себе на свет появляются далеко не все. Она проявляется из нашего окружения, складывается в жизненных обстоятельствах, пока вы взрослеете, или подолгу дремлет внутри, пока вы не захотите её разбудить. Впрочем, факт остаётся фактом: для одних это врождённое качество, для других — навык, который они развивают и поддерживают в себе постоянно. Словом, исходные данные у каждого разные, но ясно одно — если уверенности недостаёт, её можно «нарастить».
То есть постепенно приучать себя к мысли, что внешние оценки и ожидания других людей не так важны, как ваши собственные. Вы можете учитывать их, принимать к сведению, но всё равно делать так, как нужно вам. Да, этому можно научиться, постепенно меняя паттерны и настраивая для себя новое мышление, в котором вы в центре своего внимания.
Алёна Манохина, руководитель PR-службы и направления работы с вузами hh.ru Юг, советует сочетать несколько разных практик и подходов, чтобы стать увереннее в себе и достигнуть признания:
✓ Не прячьтесь за размытыми и обезличенными формулировками. Если нужно высказать своё мнение, делайте это прямо и честно, используя местоимение «я». Не бойтесь начать с него предложение, даже если вам предстоит сказать не то, что собеседник хотел бы услышать.
Например: Я думаю, что это плохая идея.
✓ Если хотите сказать «нет», говорите.
Например: «Нет, так мне будет неудобно».
✓ Выражайте свои чувства.
Например: «Я рассержен», «Я расстроен, что у вас не получилось сделать то, что я просил».
Используйте для этого вербальные и невербальные знаки:
✓ через осанку и походку: распрямите спину, расправьте плечи, шагайте спокойно, без суеты;
✓ через жесты и мимику: старайтесь не напрягать мышцы лица, сохраняйте естественность движений;
✓ через стиль одежды: подбирайте одежду, в которой вам будет комфортно и которая вам подходит. Пусть она всегда будет чистой и опрятной;
✓ через речь: говорите не слишком громко, но и не тихо. Не спешите. Проговаривайте слова, заканчивайте предложения.
Возьмите лист бумаги и выпишите три ваших достижения в жизни, используя формулу «Раньше я боялся..., а теперь...». Это могут быть самые разные успехи.
Например: В школе я боялся отвечать у доски, а теперь выступаю на публике и люди меня с интересом слушают.
Постарайтесь вспомнить, что именно помогло вам преодолеть страх и добиться того, что у вас есть сейчас. Что вы для этого сделали, какой путь прошли, сколько в нём было шагов. Подумайте, какие качества помогли вам.
Воссоздайте это ощущение, когда вы впервые поняли, что вам удалось то или иное задуманное. Побудьте в нём какое-то время и постарайтесь его запомнить.
«Речь не про подавление плохих чувств и замену плохих мыслей хорошими, — объясняет Алёна Манохина. — Позитивное мышление означает, что вы заботитесь о себе в любой ситуации. Даже в случае неудач или полного провала. Умеете слышать свои чувства и потребности даже под гнётом самых негативных эмоций. Это также умение даже в самой критической ситуации в личной жизни или на работе находить моменты, на которые можно опереться и таким образом справиться с происходящим, найти выход».
Чтобы понять, как вы относитесь к себе, ответьте на вопросы:
✓ Как вы привыкли говорить сами с собой?
✓ Какие слова говорите себе, совершая важные поступки или только собираясь их совершить?
✓ Что вы при этом чувствуете?
✓ Как вы оцениваете себя и других людей?
✓ Как воспринимаете и преодолеваете трудности?
✓ Что чувствуете и говорите себе в случае неудач?
Ответы помогут понять, как вы привыкли мыслить и над чем стоит поработать, чтобы позитивное мышление и впрямь работало и вы могли поддерживать себя.
Что ещё можно сделать?
✓ Не только говорить себе, что достойны успеха и у вас получится то, к чему вы стремитесь, а верить в это. Не просто проговаривать установки: «Я смогу!», «Я заслуживаю этого!», — но и присвоить себе право так считать и так чувствовать.
✓ Смотреть мотивирующие фильмы, читать книги, которые вдохновляют.
✓ Вести дневник успеха: например, раз в неделю записывать 5 вещей, которые вам удались. Так вы сможете оценить даже маленькие шаги и увидеть прогресс в целом.
✓ Оставаться в активной позиции — то есть быть хозяином своей жизни и влиять на неё, принимать решения и действовать, а не ждать, что всё устроит кто-то другой.
✓ Уметь быть благодарным и не обесценивать свои усилия и то, что уже имеете благодаря им.
Почему стоит работать с позитивным мышлением?
Позитивное мышление помогает не замереть, когда происходит то, что вы не планировали. Оно позволяет не бояться и всё равно искать пути решения проблем, если они возникли. В контексте карьеры это особенно важно, так как даёт шанс на эксперименты, профессиональное развитие и возможность показать себя. Эта сторона уверенности постепенно ослабляет страх, а часто именно он не даёт взять новый рубеж на работе или в бизнесе.
Цели определяют путь к ним. Чем точнее вы их обозначите, тем понятнее будет последовательность ваших действий. Чтобы прибавить себе уверенности и идти вперёд, не оглядываясь и не сомневаясь, убедитесь, что вы:
✓ Точно понимаете, какой результат хотите получить.
✓ Знаете, что добиться этого вполне реально.
✓ Продумали несколько сценариев реализации своего плана.
✓ Определили сроки для этого.
✓ Предусмотрели потенциальные препятствия и решили, как будете реагировать на них.
✓ Имеете все ресурсы для достижения цели. Это могут быть время, ваша квалификация, деньги или что-то ещё.
✓ Продумали первый шаг в цепочке действий и знаете, с чего начнёте идти к желаемому.
Например, сейчас ваша цель — найти работу. Понять, чего именно вы хотите, снова помогут ответы на вопросы:
✓ Чем бы я хотел заниматься большую часть времени? (определить роль)
✓ Какие задачи и проекты из предыдущего опыта мне нравились больше всего?
✓ В каком коллективе мне комфортно работать?
✓ Какой уровень зарплаты для меня минимальный?
✓ Какие график и формат работы для меня идеальны?
✓ Что для меня в приоритете: заработок, творчество, реализация, интерес, карьерный рост?
Предположим, вы прошли опросник и поняли, что хотите работать в гибком графике, самостоятельно регулировать свою нагрузку и для вас важны карьерный рост и достойная зарплата. Это и есть цель поисков работы. Можно приступать к изучению вакансий.
Как уверенно пройти собеседование и понравиться работодателю
Подготовьтесь к встрече заранее:
- Найдите информацию о работодателе и о компании, узнайте историю становления, чем она занимается и какая там корпоративная жизнь. Работодатель отметит ваши интерес и осведомлённость.
- Подготовьте рассказ о себе — обычно соискателя просят начать с этого и только потом задают вопросы. Кстати, и на вопросы тоже лучше заранее мысленно прикинуть ответы. Представьте, что может заинтересовать руководителя организации, и составьте для себя опорные тезисы.
- Позаботьтесь о презентабельном внешнем виде. Даже если собеседование будет проходить онлайн.
- Будьте пунктуальны. Если место, где назначена встреча, вам незнакомо, накануне выясните, как туда добраться. Просчитайте, сколько времени займёт дорога.
Как вести себя на самом собеседовании, чтобы произвести хорошее впечатление?
- Будьте вежливы, приветливы, открыты и честны.
- Ведите себя естественно. Не пытайтесь скрыть лёгкое волнение, если оно есть, но и не проявляйте слишком много чувств и эмоций.
- Сядьте в кресле как можно удобнее, почувствуйте пространство, которое занимаете.
- Следите за осанкой, не сутультесь.
- Старайтесь не принимать закрытых поз.
- Сохраняйте зрительный контакт. Смотрите на собеседников, а не изучайте календарь на стене.