Кибербуллинг и работа: личный опыт других, который поможет дать отпор онлайн-обидчикам
Это не просто «в интернете кто-то неправ»
Ежегодную информационную кампанию, посвящённую борьбе с травлей в Сети и за её пределами, в пятый раз организовывает VK, а мы уже по традиции поддерживаем её. Ведь оберега от онлайн-троллей нет ни у кого, но хочется, чтобы как можно больше людей могли переживать кибербуллинг, не разрушаясь, и умели постоять за себя.
Проявлений у этой ещё одной чумы XXI века много, но цель всегда одна — излить негатив на адресата и заставить его реагировать. Хотя миллениалам, а уж тем более зумерам объяснять, что это такое, не надо. Согласно результатам исследования, которое в VK провели вместе с международной компанией UXSSR, 81% российских пользователей были свидетелями эмоционального насилия в интернете, а 33% напрямую становились его мишенью. И к сожалению, по мнению 42% опрошенных, интернет-мир добрее не становится — сетевой буллинг набирает обороты. С другой стороны, такой масштаб проблемы заставляет многих наконец признать её и больше не относиться к злобным выпадам в интернете как к просто недоразумению.
И правда, тактика «не обращать внимание» подходит далеко не всем: согласно тому же опросу, 47% пользователей в ответ на кибертравлю блокировали человека, а 28% отправляли жалобу администрации соцсети.
Под токсичным «обстрелом» кибербуллеров не теряйте связи с собой и окружением
Пройдя через кибербуллинг, некоторые замыкаются в себе и никому не рассказывают, что услышали в свой адрес. Мы же, наоборот, думаем, что такой, зачастую травматичный опыт лучше разделить с другими. Во-первых, это терапевтично, так как помогает встретить сочувствие и поддержку. Во-вторых, так вы даёте понять, что те, кого буллили, не виноваты в этом и не должны оставаться в одиночестве с этой неприятностью. Наконец, в-третьих, ваша история показывает, какими схемами и уловками пользуются хейтеры, — чем больше информации, тем больше готовности противостоять злу.
Именно поэтому мы попросили представителей разных компаний, которые ощущали прессинг в цифровом пространстве на себе, рассказать, как это было и какие чувства вызывало.
___________________________________________________________
Виктория Гнип, редактор новых медиа сервиса для благотворительности VK
Какой самый обидный комментарий вы получали в интернете?
К злым комментариям насчёт моей работы — опечатки, недочёты, необоснованная критика вроде «автор сам читал эту статью?!» — я отношусь спокойно, потому что всегда будут те, кто захочет выразить своё мнение (и оно вам не понравится). Если речь о более серьёзной ошибке, то я отношусь к таким ситуациям как возможности прокачать стрессоустойчивость, а также способность быстро ориентироваться и решать проблемы.
А вот что меня действительно ранит, так это критика в адрес подопечных фондов. Мы пишем о благотворительности, о тех, кому нужна помощь. Каждую историю мы с редакцией пропускаем через себя, стараемся донести до аудитории, почему важно поддерживать сбор средств и как это можно делать. И слова оскорбления и обесценивания в духе «он безнадёжен, зачем ему помогать», «сама виновата, что так произошло» или «у всех проблемы, ничего страшного» вызывают огромный спектр негативных эмоций.
Как вы реагировали или реагируете сейчас, если сталкиваетесь с кибербуллингом?
Сначала я справлялась с эмоциями сама, внушая себе, что всё нормально, это просто комментарии. И это было ошибкой. Никто не должен оставаться один на один с кибербуллингом. Я начала делиться скриншотами со своей командой: теперь мы вместе придумываем адекватный ответ, а если это бессмысленно, то я просто делюсь эмоциями и выпускаю пар, иногда мы просто шутим. И это бесценно, так как помогает превратить агрессора в маленькую, жалкую и безобидную точку на экране монитора.
Что вы посоветуете тем, кто сталкивается с агрессией в интернете? Можно ли обратиться куда-то за помощью или наказать обидчика?
Первое: не обесценивайте свои чувства и чувства тех, кто это может прочитать, — удаляйте злые сообщения, ведь слова могут сделать больно.
Второе: увы, бывают очень агрессивные комментаторы — для таких в любой соцсети существует кнопка «Пожаловаться» и функция «Чёрный список». Я активно ими пользуюсь.
___________________________________________________________
Олеся, руководитель отдела поддержки проектов и медиаресурсов CDEK
Какой самый обидный комментарий вы получали в интернете?
Бывало, в личные сообщения приходила целая волна оскорблений. Из самого неприятного — пожелания смерти мне, другим сотрудникам и близким из-за задержки в доставке. От этого становится очень гадко, мягко скажем.
Как вы реагировали или реагируете сейчас, если сталкиваетесь с кибербуллингом?
И тогда, и сейчас процесс одинаковый — определяю главную эмоцию внутри себя и прорабатываю. Иногда использую метод взгляда со стороны — дистанцируюсь, будто слова направлены не ко мне, а к кому-то другому. Представляю, что бы я посоветовала человеку, которому пришлось с этим столкнуться, и адресую это себе.
___________________________________________________________
Марина Змеина, руководитель клиентского отдела Flowwow
Какой самый обидный комментарий вы получали в интернете?
Очень обидно, когда в чате партнёров нам пишут: «Чтобы работать в поддержке, много ума не надо». Похожие сообщения иногда приходят и от флористов, которые считают, что их работа творческая и интеллектуальная, а мы просто нажимаем кнопочки. Конечно, такое отношение огорчает.
Как вы реагировали или реагируете сейчас, если сталкиваетесь с кибербуллингом?
Тому, как вести себя в случае, если грубит клиент, или других похожих ситуациях, мы учим наших специалистов поддержки с первых дней работы. Я также думаю, что часто бывает полезно просто выговориться тем, кто тебя поймёт, или посмеяться над произошедшим. Это снижает напряжение и помогает выпустить пар, чтобы оставаться с людьми предельно вежливым, даже если они сами о правилах приличия забывают.
А что касается моей личной реакции на злых пользователей — мозг забывает эту информацию, точнее, вообще не хранит.
Что вы посоветуете тем, кто сталкивается с агрессией в интернете? Можно ли обратиться куда-то за помощью или наказать обидчика?
Главное, стараться за всем неприятным общением видеть проблему и решать её с холодной головой, не отвлекаясь на попытки задеть или унизить тебя как условного оператора. Потому что только в спокойном состоянии возможно управлять ситуацией и оставаться компетентным.
Поскольку мы говорим об интернет-хейте в контексте профессиональной деятельности, нельзя не отметить, что для многих современных и развитых компаний безопасные и комфортные внешние коммуникации — отдельное важное звено в корпоративной цифровой политике. Что радует, ведь это уже не вопрос тренда, а необходимость. Сотрудники, которые ощущают заботу внутри компании и понимают, что здесь за эмоциональный интеллект и формирование прочных опор, с большей долей вероятности смогут выстоять перед кибербуллингом, если вдруг натолкнутся на него. Такой философии придерживаются в hh.ru, работая на опережение и делая всё, чтобы у людей были инструменты работы с негативом. Мы понимаем, что время от времени с его формами имеют дело все и исключить эту часть жизни невозможно, но пройти через сложную ситуацию с наибольшей сохранностью ресурсов можно.
Если эта тема близка и вам и вы хотите присоединиться к акции против любых издевательств в Сети, можно поддержать проекты и программы VK, сказав своё твёрдое нет кибербуллингу, рассказать о проблеме как можно большему числу близких и коллег или же сеять доброе и вечное сегодня и каждый день, стараясь оставаться вежливым и бережным с другими. Но и не давать себя в обиду! Ведь кибербуллинг множится и крепнет не только, если кто-то решил, что ему можно писать и делать в Сети, что угодно, но и тогда, когда ему позволяют это. Желаем вам найти свой способ борьбы со злом в онлайне и верим, что добро победит.
___________________________________________________________
* От английского слова cyberbullying
↩ К другим статьям