Офис как инструмент бренда работодателя: как это работает и что важно учесть — профессиональные рекомендации для бизнеса
Автор: Александр Менжулин, генеральный директор студии Designic
Офисные интерьеры всё чаще мелькают на страницах журналов про дизайн и архитектуру, получают премии, становятся предметом гордости компании и её сотрудников, тем самым привнося большую ценность в бренд работодателя компании. Ведь по своей сути офис — это дом, второй дом для среднестатистического жителя мегаполиса, который проводит на работе чуть меньше трети своей жизни, если из этой статистики исключить сон
Проектируя дом для своих сотрудников, важно помнить не только про эргономичность пространства и эффективность бизнес-процессов, но и про человека, который будет там жить и работать. Помимо того, что интерьер — это красиво и грамотно продуманное пространство, это запрограммированная среда: каждая зона невербально диктует свои правила и подсказывает сотруднику, что от него требуется. Вот почему офис сегодня принято считать важной частью бренда работодателя — человек выбирает среду, где ему предстоит проводить бо́льшую часть времени пять дней в неделю.
Цель бренда работодателя — привлечь в команду лучших специалистов на рынке, удержать и вдохновить их на развитие и высокую эффективность. Офис и его инфраструктура вошли в список приоритетных критериев, на которые сегодня обращают внимание потенциальные сотрудники. С точки зрения кандидата, интерьер офиса и рабочее место наглядно демонстрируют, насколько руководство компании признаёт ценность своей команды и готово инвестировать в персонал, ставя человеческие ресурсы во главу угла организации.
Что важно учесть в интерьере офиса, чтобы эффективно удовлетворять запрос высококонкурентных специалистов?
В условиях VUCA-мира (представление о современном мире как о нестабильной, неоднозначной среде, в которой тяжело делать точные прогнозы и рассчитывать на исполнение всех планов и целей) приоритетным критерием в интерьере офиса стал уют. Нужно стремиться создать среду, которая будет создавать ощущение дома, но при этом располагать к работе —сосредоточенности на рабочем месте, вовлечённости в коллективные дела и открытости к диалогу и сотворчеству с коллегами. Второй критерий — это «гибкость» пространства, многофункциональность и мобильность целевого назначения, когда переговорка становится кинозалом, а зона отдыха местом для мозгового штурма, например.
Одна из актуальных задач эйчаров последней пары лет — вернуть людей из дома в офис, заинтересовать рабочим пространством, показать его преимущества и эффективность в выполнении рабочих задач. Совмещая уют и гибкость, вы создаёте ощущение дома, а грамотное зонирование и применение основных принципов скандинавского дизайна (фокус на человекоцентричность и гармонию) — практически универсальная формула эффективного офиса.
Тренд последних 10–15 лет на опенспейс всё ещё не теряет актуальности, но в руках профессионалов обрастает практическим опытом. Грамотно спроектированная открытая планировка — это лишь кажущееся свободное пространство. На деле это запрограммированная на определённые целевые действия среда, которая невидимо, но чётко задаёт конкретный паттерн поведения, позволяя сотруднику оставаться эффективным в визуально расслабленной обстановке. По своей смысловой структуре опенспейс напоминает улей: работа кипит в кажущемся хаосе движений, но всё подчинено определённому порядку. Кстати, как раз «эффект улья» вдохновляет человека на достижения: когда он оказывается в потоке дел и на виду, амбиции включаются подсознательно и не дают скучать и прокрастинировать.
Ещё одна задача бренда работодателя — мотивировать команду на совместную деятельность, взаимопомощь и работу на общий результат, где каждый осознаёт свою роль и ответственность.
Для своей команды мы практикуем гибридный формат работы, когда сотрудники могут совмещать работу из дома и в офисе. При таком подходе стоит больше внимания уделить зонам для коллективной работы и технологической экипировке, чтобы рабочий процесс в офисе носил целевой характер — очное взаимодействие с коллегами, сотворчество и использование технологичных девайсов, релевантных сфере вашего бизнеса.
Грамотная планировка и эффективное зонирование могут задавать паттерн поведения, который располагает к коллаборации и мотивирует на взаимодействие с коллегами. Все пространства должны быть притягательными, располагать, мотивировать и решать конкретные задачи. Например, с помощью продуманного освещения можно настраивать людей на нужный лад — менять теплоту света в течение дня с тёплого на холодный, что позволяет сохранить эффективность и эмоциональный заряд. Шумоизолированные кабинки для индивидуальных переговоров позволяют избежать шума в коридорах, а также вести конфиденциальные разговоры в любой момент, не откладывать их в поисках укрытия.
В условиях турбулентного времени выигрывает тот, кто быстро адаптируется к изменениям. Мир изменился, человек изменился и офис тоже изменился — вопрос лишь в том, успеваете ли вы за этими изменениями. Если ваш офис мобилен, технологически адаптирован под гибридный формат работы, оптимизирован с точки зрения эффективности использования пространства — осталось лишь следить за тем, чтобы он был уютным, эмоционально располагал к работе в команде и корректно транслировал миссию и корпоративные ценности.